Выборы губернаторов состоятся осенью текущего года
Ко второму чтению документа поступило более 140 поправок, примерно половину из которых рекомендовал к принятию профильный думский комитет - по конституционному законодательству и государственному строительству. Обсуждение было довольно бурным. Ко второму чтению законопроект претерпел существенные изменения, и основным камнем преткновения во время дебатов, как и ожидалось, стало введение механизма согласования кандидатур губернаторов с муниципальными депутатами. Против своеобразного муниципального фильтра выступали партии, которые практически не представлены на муниципальном уровне. И не представлены не потому, что не имеют возможности участвовать в муниципальных выборах, а потому, что не было у них последние годы желания и организационной возможности делать это.
Достаточно посмотреть на избирательные кампании и их результаты за последние 4-5 лет. В лучшем случае оппозиционные партии в процессе выдвижения замещали от 5 до 15 процентов мандатов, а по итогам голосования процент был и того ниже.Такое слабое внимание к муниципальному уровню власти со стороны оппозиционных партий – закономерный итог слабости их политической, партийной структуры, как правило, не представленной на местном уровне. Кроме того, в рядах оппозиции силен кадровый голод.
В то же время, считаю, что претендовать на выдвижение кандидатов на высший пост в субъекте Федерации имеют моральное право только те партии, которые пришли в регионы всерьез и надолго, работают там и будут продолжать работать. Что является мерилом эффективности любой партии в регионе? Количество решенных вопросов, направленных на повышение качества жизни людей. Эта задача не может быть решена без мощного, серьезного представительства в муниципальных органах власти. Думаю, что такой порядок избрания губернаторов будет стимулировать политическую конкуренцию на муниципальных выборах, заставит все политические партии серьезнее относиться к власти шаговой доступности и повысят авторитет, влияние и значение муниципальной власти в нашей стране.
И еще. Необходимо понимать, что сегодня мы действуем в условиях семипартийной политической системы, но уже завтра, учитывая серьезно упрощенный порядок регистрации партий, их появится не один десяток, и каждая из них будет иметь право предложить свою кандидатуру на пост губернатора.
Впрочем, не факт, что десятки кандидатов, которые в ближайшем будущем захотят выдвинуть политические партии, должны напрямую выходить на всенародное избрание. В этом случае, все-таки, требуется определенная предквалификация. Такая предквалификация со стороны муниципальных депутатов способна стать по-настоящему объективной. Эти депутаты работают, как правило, на общественных началах, а в своей профессиональной деятельности представляют разные среды: учителей, врачей, предпринимателей, фермеров, деятелей культуры, руководителей крупных промышленных предприятий. Все эти люди своей работой уже завоевали доверие жителей своего региона. Эти люди искренне заинтересованы в позитивном развитии субъекта Федерации, и в дальнейшем они должны стать одной из важнейших составляющих команды главы региона. Поэтому мы вполне можем опираться на их оценку кандидатам на губернаторский пост.
Сегодня, 25 апреля, этот законопроект планируется принять в третьем чтении. А до 1 июля субъекты Федерации должны привести в соответствие с принятыми изменениями свое региональное законодательство. Так что первые выборы губернаторов в октябре текущего года становятся реальностью