Ольга Баталина: Накопительная пенсионная система должна быть добровольной
Государственная дума 18 октября в первом чтении проголосовала за правительственный законопроект о продлении заморозки накопительной пенсии в России до 2021 года. Продление моратория – вынужденная мера, заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, отметив, что такая мера не укрепляет доверие к пенсионной системе.
По словам парламентария, тема накопительной пенсии достаточно часто звучит на встречах депутатов с людьми. «Совершенно очевидно, что накопительная система в нашей стране быть должна, - сказала она. – Как показывает опыт любой другой страны со схожей солидарной пенсионной системой, накопительная часть является весомым добавлением к тому, что человеку гарантирует государство».
При этом депутат выразила сожаление, что первоначальные идеи в части накопительной пенсии себя не оправдали. «Какие требования гражданин предъявляет к накопительной системе? Она должна быть надежной, застрахованной от рисков, от угрозы утраты накоплений, и прибыльной. Негосударственные пенсионные фонды должны гарантировать человеку не только сбережение этих средств, но и их преумножение выше уровня инфляции», - подчеркнула она.
«Эта система должна быть добровольной, - считает Баталина. – У человека должно быть право выбора – как этими средствами распорядиться и как сформировать свои пенсионные накопления. А также длинные деньги пенсионных фондов должны работать на экономику страны, стимулируя ее рост».
В нынешней системе многих из этих требований нет, уверена депутат. «К сожалению, средства пенсионных накоплений, которые направлялись в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) путем расщепления единого тарифа солидарной системы, стали легкими, дешевыми ресурсами для финансово-промышленных групп, в структуру которых были встроены НПФ, - сказала парламентарий. – Банкротство и обман привели к тому, что с рынка пенсионных накоплений ушла значительная часть НПФ».
Баталина также обратила внимание на проблему низкой доходности: «По итогам 2017 года – после всех преобразований, которые произошли в негосударственной пенсионной системе, доходность по 38 НПФ составила в среднем всего 3,8%». Кроме того, по ее словам, так и не удалось добиться того, чтобы средства НПФ реально шли в экономику. «По-прежнему большая их часть оседает на банковских депозитах, вращаются в аффилированных финансово-промышленных группах, - заявила она. – Также не решена проблема качества работы НПФ – за 2017 год поступило свыше 6,5 тысячи жалоб граждан на то, что НПФ неправомерно удержали или распорядились средствами без согласия заявителей».
По мнению парламентария, модель индивидуального пенсионного капитала, которая сегодня разрабатывается в Банке России и Правительстве РФ, потребует серьезного обсуждения на площадке Госдумы. «Я очень рассчитываю, что в этой модели не будет тех пороков, которые были предложены ранее, то есть, не будет автоподписки и принудительного для граждан решения по участию в НПФ. Это вопрос доверия ко всем решениям, которые мы принимаем по пенсионной системе», - подчеркнула она.
«Сегодня в условиях обсуждения федерального бюджета нам не остается ничего другого как добавить к двум годам моратория еще и третий – 2021 год, - заявила Баталина. - В принципе это ровным счетом ничего не меняет в развитии накопительной модели, только позволит обеспечить устойчивость солидарной пенсионной системы на эти три года».
Госдума 18 октября приняла в первом чтении законопроект, которым продлевается заморозка накопительной пенсии до 2021 года. Документ касается только граждан 1967 года рождения и младше.