Саратовская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Олег Грищенко: «Нельзя прекращать финансовую поддержку регионов, но можно менять правила взаимодействия с федеральным центром»

23 января 2017, 09:30
Депутат Государственной Думы РФ от Саратовской области Олег Грищенко в минувшую субботу принял участие в работе дискуссионной площадки «Экономика роста и благосостояния» в рамках первого дня XVI Съезда «Единой России». По мнению парламентария, в сегодняшних экономических условиях нельзя прекращать финансовую поддержку регионов, однако можно и нужно менять правила взаимодействия регионов и федерального центра.

«Сейчас для России характерно утверждение «кризис – время возможностей». Значительное ослабление рубля, двузначные цифры падения ВВП, санкции и контрсанкции представляют нам возможность наверстывать упущенное ускоренными темпами. Именно в период «наверстывания упущенного» темпы роста могут быть значительными. И это хорошая новость. Но сам по себе рост не начнется, нужно будет приложить значительные усилия: организационные, финансовые, научные, особенно в сфере планирования. Задача координации этих усилий – одна из ключевых. Пора всерьез задумываться о возрождении Госплана в новом, современном, эффективном виде и понимании.

Плохая новость заключается в том, что после достижения докризисного уровня ВВП темпы роста могут резко снизиться, так как будет значительно исчерпан потенциал экстенсивного роста. Для последующего ускорения требуются значительно более глубокие реформы, в первую очередь, касающиеся технологического прорыва и роста производительности труда. Здесь нужна не просто программа, а комплекс стратегических взаимосвязанных программ, затрагивающих все сферы экономики. И вновь мы возвращаемся к вопросу о возрождении Госплана. Ведь сейчас программами занимаются или министерства исключительно в сфере своей компетенции и зоны ответственности, или группы экономистов, которые зачастую подходят к проблемам не комплексно, а в большей степени отражают интересы и чаяния отдельной политической или экономической элиты.

Вопрос поддержки малого и среднего бизнеса можно и следует решать в рамках разрабатываемой комплексной стратегической программы развития экономики страны. Конечно же, локомотивом экономики может, должен стать и станет бизнес крупный, в том числе, контролируемый государством. Это предсказуемо и нормально. Как на войне: сначала авиаудары по противнику и артподготовка, затем захват плацдарма с помощью военной техники, затем пехота, а потом уже все остальные. Аналогично – сначала наука и технологии, потом крупное современное конкурентоспособное производство, затем подтягивается малый и средний бизнес, а там и потребители осваивают новую реальность. Но, как известно, план наступления готовят стратеги-полководцы. Так и в нашей ситуации разработку комплексной стратегической программы следует поручить высокопрофессиональным специалистам – фактически мы вновь говорим о возрождении Госплана.

О налогах. Да, увы, у нас дефицитный бюджет. Но пополнять его за счет повышения налогов никак нельзя: сначала будет рост поступлений, а потом резкое падение из-за свертывания предпринимателями бизнес-деятельности ввиду ее убыточности. Но и снижать налоги сейчас нельзя: и без того дефицитный бюджет не выдержит дополнительно выпадающих доходов, в результате придется сокращать расходы, в том числе, социально значимые. Выход видится в создании условий для повышения самой базы для налогов, т.е. нужно увеличивать добавленную стоимость, прибыль предприятий, доходы физических лиц. Тогда все участники экономического процесса получат свое – предприниматели бóльшую прибыль, работники бóльшую зарплату, государство бóльшие налоги, отдельные категории населения - бóльшую поддержку от государства. А что означает – создать условия? Это означает, что нужно строить новые современные высокотехнологичные конкурентоспособные предприятия, где будут представлены новые рабочие места подготовленному и обученному для работы на них персоналу. И (хвала кризису и санкциям) наша страна озадачилась, наконец-то, импортозамещением и повышением производительности труда. Ведь даже в США Трамп победил с антиглобалистическими лозунгами и намерением развивать национальную экономику и создавать новые рабочие места.

Не секрет, что большинство региональных и муниципальных бюджетов дефицитны и значительно зависят от помощи из федерального центра. При этом федеральный центр диктует ряд условий, например, применение максимальных ставок налогов и минимизация льгот. Смысл этих мер понятен, но и без того малопривлекательные с точки зрения инвесторов регионы еще сильнее усугубляют свое положение – инвестор охотнее пойдет туда, где налоги ниже и льготы сохранены. Получается замкнутый круг: в бюджет нужны налоги, ставки для этого повышаются, льготы снижаются, а база по налогам падает, ведь предприниматели ищут более выгодные условия хозяйствования. К тому же федеральный бюджет стал дополнительно забирать 1% налога на прибыль. Выход видится в долгосрочной федеральной целевой программе по созданию рабочих мест, когда льготы для предпринимателей будет представлять федеральный бюджет, но при условии размещения производства в конкретном регионе. При этом региональные налоги должны уплачиваться полностью. Но пока этого нет, а значит, нельзя прекращать финансовую поддержку регионов, однако можно и нужно менять правила взаимодействия регионов и федерального центра – например, не требовать с регионов софинансирования программ, если им это не под силу по объективным причинам», - прокомментировал Олег Грищенко дискуссию на профильной площадке.

Общественная приемная